Ретейлеры Казахстана: «Главный наш конкурент – базар, и это проблема для государства»

Чтoбы пoддeржaть экoнoмичeский рoст, нaдo вывeсти тoргoвлю из тeни. Пo дaнным исслeдoвaний Euromonitor International и McKinsey & Company, дoля сoврeмeннoй цивилизoвaннoй тoргoвли в Кaзaxстaнe сeгoдня сoстaвляeт всeгo 23% oт oбщeгo oбъeмa, в тo время как, например, в Турции – 40%, в нашем партнере по Евразийскому союзу России – 66% (и столько же у другого соседа – Китая), а в наиболее развитых странах, как США – 85%. Учитывая, что с той же Россией нас связывает общий рынок, уходить от базарной торговли необходимо как можно скорее.

На «Форуме больших сделок» Exim Big Deals в Алматы собрались триста ретейлеров, дистрибьюторов и товаропроизводителей из Казахстана, России, Беларуси и Узбекистана. Вопрос, который больше всего волнует крупнейших игроков рынка: как развиваться дальше и есть ли для этого перспективы?

По общему мнению, гораздо большей проблемой для страны, ее экономики и в частности для рынка ретейла является не волатильность валютного курса и даже не налоговое давление, а до сих пор процветающий теневой рынок – в виде всем привычных базаров.

«Мы как лидер рынка за свою долю боремся не с другими ретейлерами, а с обычными базарами, — рассказал коммерческий директор крупнейшей в Казахстане торгово-розничной сети «Magnum» Яков Фишман. — Там до сих пор рынок находится в тени. Мы же полностью выводим сферу торговли из теневого оборота: работаем только с поставщиками, полностью оплачивающими все налоги, сертифицирующими свой товар и так далее».

«Что интересно, — добавил спикер, — государственные чиновники и налоговое органы практически мгновенный экономический эффект видят в тех районах, где открывается «Magnum». Потому что мы выводим значительную часть торговли там из тени в свет. Мы по ценам давно уже конкурентны с базарами, часто даем цену ниже – за счет того, что работаем напрямую с крупными производителями и поставщиками. Но на базаре вы до сих пор можете найти и контрабанду, и контрафакт, просто товары без всякой документации – неизвестного происхождения, за качество которых никто не будет отвечать и с продажи которых, разумеется, никто не платит ни копейки налогов и таможенных сборов».

Лидера рынка в этом поддержали и остальные ретейлеры из всех регионов страны, называя многочисленные примеры, когда рынок «в стиле девяностых» продолжает успешно существовать в Казахстане. Даже торговым сетям регулярно предлагают крупные партии контрафакта – то есть продавцы этого товара настолько вольготно себя чувствуют, что не видят в этом ничего из ряда вон выходящего.

При этом потребление в Казахстане растет. Это подтвердил на форуме Асланбек Джакупов, директор Департамента развития предпринимательства миннацэкономики. По его словам, рост составил около 8% за год. Государство вкладывает в это значительные средства, кредитуя бизнес через фонд «ДАМУ».

Но серьезные предприниматели, которые инвестируют в свой бизнес, закупают современное складское и торговое оборудование, зачастую не выдерживают конкуренции с «теневиками». Страдают от этого не только они, но и государство, которое не получает запланированных налогов, теряет добросовестных заемщиков и т.д.

Противоречия также выявились между ретейлерами и дистрибьюторами товаров. Однако все они, как заметил коммерческий директор «Magnum» – не более чем вопросы роста: постепенно решаются путем компромисса, или рыночного отсева. Недобросовестные или слабые игроки будут вынуждены уступить место тем, кто готов вкладываться в инновации и сократить собственные доходы ради поддержки покупателя.

Генеральный директор Exim Partners, организатора форума, Елена Саргалдакова, отдельно поблагодарила «Magnum» за участие в форуме и даже организованную для конкурентов экскурсию по своему гипермаркету. По ее мнению, это достойное поведение для флагмана рынка и хороший пример для других сфер, когда общий интерес ставится выше сиюминутных выгод.

В целом участники форума сошлись во мнении, что цивилизованный рынок ретейла будет продолжать расти в Казахстане, постепенно вытесняя теневую торговлю. В этом помогла в том числе новая финансовая политика инфляционного таргетирования. Она избавила рынок от шоков одномоментных девальваций, позволила планировать поставки товаров на более длительные сроки и смягчать инфляционное давление на покупателя. Как заметил Советник Председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов, «Потребители и рынок дедолларизировались — все планируют и мыслят в тенге. Это тоже сильно помогает бизнесу. Курсовое влияние на цены сильно сократилось».

Рынок Казахстана становится все боле привлекательным для новых игроков, растет конкуренция со стороны компаний из России и Беларуси. По мнению Якова Фишмана, в этом есть только плюсы: «Конечно, конкуренция нам нужна – это заставляет нас изучать все новые и новые инструменты, вкладывать десятки и сотни миллионов тенге в инновационные решения, новые разработки и исследования. Мы готовы к конкуренции, мы пошли на существенное сокращение доходов, чтобы сделать нашу сеть лучшей, чтобы поддержать любимого покупателя в самые тяжелые моменты и даже расшириться. Но главное – чтобы эта конкуренция была честной и прозрачной с точки зрения законов нашей страны».

Руководитель популярного в сфере ретейла российского проекта Retail.ru Наталья Марова оценила успехи казахстанского рынка за последние годы. Она заметила, что даже сам подход к покупателю изменился и в этом плане есть чему поучиться у казахстанцев.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.