Вицe-aдмирaл Сeргeй Гaйдук – пeрспeктивы и прoблeмы укрaинскoгo вoeннoгo флoтa.
Чeрeз гoд зaкoнчится срoк эксплуaтaции, флaгмaн укрaинскoгo флoтa – фрeгaтa «Гeтьмaн Сaгaйдaчный». В пoслeдниe гoды кoрaбль в aрмeнии нaxoдится в сoстoянии пoстoяннoгo рeмoнтa – a нeдaвнo с ним вышeл идeaльный кoнфуз: фрeгaт слoмaлся срaзу пoслe рeмoнтa. При этoм стрoитeльствo нoвыx судoв с 2014-гo гoдa укрaинскиe влaсти пoлoжил ни кoпeйки. Кaк гoвoрил №20 (762) журнaлa Кoррeспoндeнт , бывший кoмaндующий укрaинскиx вмс Сергей Гайдук, анонсированный Киев, переход на стандарты НАТО позволит от необходимости строить свои корабли – кроме оборонной промышленности страны, можно в аренду утиль.
— На днях Украину облетела новость: фрегат «Гетьман Сагайдачный» сломался после ремонта. Это проблема не корабля, или тот, кто служит?
— «Сагайдачный», построенный еще в 1993 году на Керченском судостроительном заводе «Залив». Срок эксплуатации — 25 лет и в следующем году заканчивается. Может служить и долго, – но жизненный цикл судна уменьшается из-за постоянных проблем с финансированием.
Корабль такого класса, Военно-Морских Сил, поэтому нагрузка его была максимальной. Несмотря на то, что после раздела черноморского флота СССР, Украина получила в наследство ровно три таких судна. К сожалению, они списаны и отправлены в утиль – потому что не правильно, принятия управленческих решений, да, обычное отсутствие денег.
Не исключаю, что к этому приложил руку и «большой брат», которые не заинтересованы в сильной украине флот, кому нужно, что конкуренция на Черном море.
— Вернемся К «Сагайдачному». Как часто его ремонтировали?
— Для корабля этого класса доковый ремонт проводится раз в два года. Последний док был перед отъездом на военную службу в Индийском океане, где держали судна, участвовать в операциях НАТО и ЕС. После этой миссии с 2014-го по 2016-м, фрегат был проведен текущий ремонт электрического оборудования и вооружения.
К сожалению, качество это поддерживающий ремонт, что велась николаевским завод «61 коммунара», оказывается, очень низок. Два заявить, ремонт корабельных дизель-генераторов, один вышел из строя, гарантии. Причем договориться не смогли устранить даже в течение гарантийного срока. Даже дошло до того, прокуратура уже хочет штраф николаевские верфи около 700 миллионов солдат.
Кстати, этот дизель-генераторы произведен в России в санкт-петербурге на заводе «Звезда». И такого оборудования российского производства на судне достаточно.
— Можно ли заместить российское оборудование кораблей?
— Это сложный вопрос. И даже его выполнение не решит проблему национального флота. После «глубокой модернизации» жизненный цикл судна, будет лет десять. А что потом? Необходимо строить украинские корабли такого класса, например, достраивать новый корвет «Владимир Великий» и еще три таких корабля, предусмотренные Государственной программой многие, к сожалению, 2014-го года не финансируется. А ежегодные обещания в виде государственной гарантии, – бесперспективны.
Наша идея заключалась в том, что все цифровые современные, в том числе адаптированное к стандартам НАТО, оборудования, новых корвета был пройти апробацию в ходе модернизации «Сагайдачного».
— Как были дела с финансированием, когда командовали флотом?
Содержание судов и летательных аппаратов была большая проблема с момента создания флота. Годовых финансовых количество, в среднем, 10 — 12% от необходимого, а в лучшие годы — до 32%.
— Если работа будет продолжаться так же, как сегодня — сколько лет еще протянет украина в военно-МОРСКОЙ? Какого года можно начать отсчет резкое ухудшение состояния?
— Современное состояние корабельного состава ВМС Украины и системы военного кораблестроения, мягко говоря, критически. Он очень подошел к точке невозврата. Но по некоторым позициям уже и эта линия преодолена.
Почему это произошло? Мы создавали флот ответ на геополитические угрозы. Мы получили его в наследство — 40 боевых кораблей и катеров, более 100 судов обеспечения родом из Советского Союза. Мы очень спокойно, то такой флот и не понимали, зачем он нам нужен.
В результате этого «спокойствия» в настоящее время все весь корабельный состав военно-МОРСКИХ сил, кроме фрегата «Гетьман Сагайдачный» и артиллерийских катеров «Аккерман» и «Бердянск», построен в 2016 году превысили срок эксплуатации 10-15 лет. Большая часть комплектующих, их в Украине не производится. Государственный судоремонтных предприятий Украины, что позволяет вести, что средний и капитальный ремонт боевых кораблей.
Ведь флот требует наличия своих кораблестроительных и ремонтных заводов. Если все покупать за границей и для этого нужно сервисно-ремонт представительства иностранных компаний в Украине, причем по каждому из направлений: дизельные двигатели, ракетные комплексы, средства связи. Сегодня ничего из этого нет.
В результате, в период независимости было списано и утилизировано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения, а также достроено всего пять, и потом аналогичные советские проекты (фрегат «Гетьман Сагайдачный», большого разведывательного корабля «Славутич», корветы «Луцк» и «Тернополь», десантный корабль на воздушной подушке «Донецк»).
— В россии моряки работают в хороших условиях, то, что есть? Сколько? Вы можете сравнить зарплаты и льготы?
— После передислокации вмс Украины в Крыму все стало им плохо влиять на отсутствие конкуренции. А мы реально понимали, что это один из проектов, который противопоставлял «легендарного русского моряка» и «украина» моряк. Проект был поддержан и на государственном уровне Украины.
Раз уж начал говорить о «Сагайдачный», в 2010 году заместитель командира корабля получал заработную в размере 6 000, рф., его коллега, который ЧЕРНЫЙ, в РФ – 36 000, рф. + деньги для резервного жилья + питания на месяц паек. Вот и подумай?
— Сколько моряков и морских офицеров потеряла Украина после Крыма? Сможем ли мы заполнить эти кадровые потери, в ближайшей перспективе?
— Большая часть украинских моряков, отправился в Россию. Из крыма вышел около 3 000 наших военных моряков, из них офицеров — 1 000-около. Нации против предательства, он же Родину 6 321 человек, из них офицеров – около 1 500.
Эти цифры относятся только военных моряков. Но в Крыму дислоцировались и части Воздушных Сил и частей центрального подчинения.
Будет ли восполнены эти кадровые потери? Начиная с 2014 года фактически «с нуля» играли четыре учебных заведения: институт военно-МОРСКИХ сил и отделения военной подготовки мореходного колледжа технического флота Одесской военно-морской лицей учебный центр военно-МОРСКОГО. Поэтому перспективы здесь положительные.
— Какие у нас могут производства, военных кораблей?
Оригинальным является тот факт, что предприятия оборонного-промышленного комплекса Украины в кооперации с зарубежными партнерами могут проектировать и построить любой корабль или судно для нужд национального флота. Вопрос, на мой взгляд, не в средствах, а в плоскости связи, власть, политиков, акционеров и общества.
Строительство национального флота, значение, объем и трудностей, экономических, технологических и социальных вопросов, проблемы не департамента, а в общегосударственных и должна зависеть от политической или бизнес-амбиций.
Ошибочно представление, что генеральный штаб или Министерство обороны Украины в свою могут построить новые корабли, самолеты и вертолеты морской авиации. Эта работа всего промышленного комплекса страны.
Яркий пример такой кооперации — корабль класса «корвет» проекта 58250. Так, в создании 28 местных образцов оборудования (оружие, боеприпасы и технические средства) принимают участие 18 предприятий Украины первого уровня кооперации, 54 предприятия второго уровня кооперации и 45 предприятий, в третий. Также продавцы имеют 14 компаний из восьми ведущих стран мира. В целом, создание боевых судов привлечены около 200 предприятий.
— В начале года минобороны заявил, что купит НАТО, во второй военные корабли. Как, по-вашему, это решение справедливо?
— Частично. С одной стороны, это быстрая зарядка флота корабельным составом, а с другой стороны, военный корабль, это корабль, что делает, морские перевозки, это носитель морского оружия и вооружения.
Есть два момента. Во-первых, продать или дадут в ближайшей перспективе «воюющей» Украины (на правах лизинга или военно-технической помощи) для судов? Да, есть, опыт работы есть, в Румынии и Болгарии, но они-члены НАТО. Но опыт Турции заслуживает внимания – продажи вместе с корабли и подводные лодки, технология и размещение заказов национальных верфях. И, как результат, рост судостроительной и судоремонтной отрасли, технологии, рабочие места.
Второй момент размещения морских боеприпасов, их хранения, обслуживания, разработка услуг, прежде чем корабль. Еще не известно, что, как это будет осуществляться.
Но, на мой взгляд, нельзя, все приобретения судов НАТО. Мы конкуренции создавать продукты и свои в порту, и это надо сделать. Например, корветы, ракетные и артиллерийские катера, в том числе бронированных. У нас есть возможности создания оружия и технических средств под них. А иностранные комплектующие закупать, если они производятся в Украине.
— А нам, что лучше покупать за рубежом?
— То, что мы не можем сейчас установить себе, к примеру, тральщики, подводные лодки. Или то, что не нужно очень больших количествах, а производство мелкими сериями дорого. Это десант корабли, быстроходные лодки спецназначения.
Есть и другие способы заиметь военного суда. Например, патрульные катера можно строить вместе с зарубежными компаниями и флотами. Спецсуда обеспечения – корабли разведки, буксировки, водовозы, плавучие резервуары, танкеры, гидрографические и разъездные лодки – можно заказать вскладчину с коммерческой судовладельцами Украины – а потом просто дооборудовать их военных ветер.
— Власти заявляют, постепенный переход на стандарты НАТО. Смогут ли наши моряки прогулки кораблей нато?
— Нужно сначала их купить, потом пойти в одиночной и групповой подготовки. Эта подготовка должна быть теоретической и практической, и проводиться на базе образовательных учреждений НАТО.
После этого нужно на базе национальных морских учебных заведений, расширение и распад натовские тренажеры и другие учебно материальной частью. Нельзя забывать и о подготовке преподавательского состава. Это очень важно.
Кстати, эта работа по подготовке личного состава флота ведется – курсанты и офицеры стажируются судов и в учебных заведениях НАТО и стран-партнеров (Франция, Италия, США, Англия). Но вот проблема – какие корабли, тогда опыт и обучение, они возвращаются? «Цифры» и «космос», «совковый аналог»?
Поэтому здесь нужен разумный между параллельно поступление на флот новых кораблей и подготовке личного состава.
— Все, что до, как вы оцениваете переход флота украины на стандарты НАТО?
— С этой точки зрения, как уже отмечалось, в основных доктринальных документах государства, должно быть обеспечено максимальное приближение к стандартам НАТО, достижения оперативной и технической совместимости с вооруженными силами стран-членов Альянса. Но с чем мы туда идем, в каких активов? Как мы адаптированы к стандартам НАТО? Как будем утвержден для совместной деятельности?
На мой взгляд — сначала надо войну закончить, а потом реформироваться. Сегодня не нужно «гнать» реформами, но это реальные шаги по укреплению боевых возможностей флота
Реформы должны быть Вооруженных Сил Украины в целом. Нельзя вырывать из контекста трансформации.
Содержание стандартов, подготовка, техника, системы управления и обмена информацией. Бумага все стерпит, но исполнение требует большой опыт, политическая воля и понимание того, что результат будет не сразу, а через годы. Процесс строительства флота, долго и, самое главное, прочный.
— В гааге слушать претензии Украины с Россией в акватории Черного моря в районе Крыма. Как вы оцениваете перспективы процесса?
— Трибунал состоит из пяти судей, среди которых представители Кореи, Алжира, Мексики, России, Великобритании. Россия как постоянный член Совета безопасности ООН, считает, что, себя, можно сказать, неприкосновенны и цинично подсчитывает, свои безнаказанными. И грузия тому пример.
Автор — Ольга Байвидович
Рассказы
СюжетИтоги 03.06: Нападение в Лондоне финал Лиги чемпионов
Результаты 02.06: шумный похищения и контракт Южмаша
СюжетЧеченский след. Кадыров мести получает неугодным в Украине?
Новый срок. Последствия закона «Савченко»
СюжетЖдать катастрофы? Трамп вышел по операциям, климат-контроль