В Aктaу пoд рукoвoдствoм бизнeсвумeн Зaрeты Фaтaлиeвoй рaбoтaют oснoвaнныe eю зaвoды пo прoизвoдству мoлoчнoй прoдукции, xлeбoбулoчныx и мaкaрoнныx издeлий, кoндитeрский цex и прeдприятиe, кoтoрoe занимается организацией общественного питания. Об этом предпринимательница рассказала газете «Курсив».
В конце 90-х годов Зарета была директором ресторана. Когда все начало распродаваться и закрываться, она создала свое ТОО и выкупила заведение. На тот момент здесь существовал еще и кондитерский цех, а работали всего 14 человек.
«Это был один из первых кондитерских цехов в Актау, именно с него я начала свой бизнес — часто ездила на различные выставки, привозила технологов из-за рубежа. И мы первые стали делать торты с глазурью. Это сейчас этим никого не удивишь, а тогда было ноу-хау», — рассказала она изданию.
По словам женщины, у нее была мечта открыть какое-либо производство. Как-то, отправившись на выставку пищевых продуктов в Алматы, Зарета увидела в газете объявление о продаже молочного завода. После возвращения в Актау сразу же отправилась в банк, но оказалось, что завод решили продать другой компании — с ней уже даже заключили договор и практически передали все производство.
«Через некоторое время со мной связался директор этого банка и поинтересовался, почему я отказалась от покупки завода. Оказалось, что сотрудники банка незаконно отдали предпочтение той компании. И мне было предложено все-таки купить этот завод», — вспоминает бизнесвумен.
В тот же день Зарета и представители банка поехали на территорию завода. Но они опоздали — та компания, которая хотела его выкупить, успела разобрать предприятие чуть ли не по кирпичикам. Было вывезено все: трубы из нержавеющей стали, оборудование.
«Остались только стены и чаны, которые не смогли разобрать. Но все же я решилась на покупку, оформила кредит в банке, на тот момент это были огромные деньги, тогда не было никаких льготных программ кредитования. Было заложено все имущество и даже сам завод, это был очень большой риск», — рассказала собеседница издания.
Девять месяцев ушло на восстановление завода и покупку оборудования. В 2004 году завод запустился. Проценты по кредиту снизились вдвое после рефинансирования по программе поддержки производителей. На сегодняшний день молочный завод — одно из самых успешных предприятий в Мангистауской области. Здесь выпускают более ста наименований продукции. Но и тут есть свои подводные камни.
«Больших контрактов, например с нефтяными компаниями, у нас нет. Основная реализация идет через магазины области. Но дело в том, что они порой зарабатывают даже больше, чем мы — производители», — отмечает бизнесвумен, объясняя, что срок годности их продукции сильно ограничен, поэтому производитель вынужден возвращать невыкупленные потребителями излишки и уничтожать их.
Семь лет назад Фаталиева выкупила еще один завод — по производству хлебобулочных изделий. Предприятие было банкротом, в пятиэтажном здании на тот момент работал лишь один цех. За поддержкой бизнесвумен обратилась в Фонд развития предпринимательства. Проект был одобрен в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности.
«На него у меня были большие планы. Сделали капитальный ремонт, запустили производство, но мне хотелось открыть еще макаронный, колбасный цеха, а также цех по розливу питьевой воды. Пока два последних пункта не претворились в жизнь, но я верю, что они обязательно откроются», — уверена Зарета Фаталиева.
Мощность хлебобулочного завода — 25 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Но пока здесь выпускают всего 4-5 тонн продукции. Цех по изготовлению макарон также работает не в полную силу — продукцию этих цехов используют больше не для продажи, а для собственных нужд. Зарета Фаталиева также владелица компании по организации общественного питания, которым предприятие обеспечивает школы, нефтяные компании, воинские части и больницы.
«Да, сейчас не хватает оборотных средств на открытие новых предприятий. Но я не опускаю рук. Когда сильно устаю, хочется все бросить, но понимаю, что люблю то, что я делаю, а за мной стоят 247 сотрудников. Поэтому я беру себя в руки и снова в бой! По-другому я не умею», — заключила бизнесвумен.