Нa сeгoдняшний дeнь AO «БТA Бaнк» удaлoсь вeрнуть aктивы нa 1,4 миллиaрдa дoллaрoв. Oб этoм нa встрече с журналистами рассказал руководитель пресс-службы компании Эльдар Шамсутдинов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как пояснил глава пресс-службы, банка как такового уже не существует. «БТА Банк» является акционерным обществом, чья деятельность связаны с возвратом активов. До настоящего момента, по информации, которая была приведена на встрече, было инициировано уже более 100 процессов. Начиная с 2014 года, активы в размере 1,4 миллиарда долларов почти все были возвращены в виде дорогостоящей недвижимости.
«Я не могу раскрыть детали о процессах, потому что это судебная тайна, но их география очень широкая. Помимо Казахстана были и Кыргызстан, и Белоруссия, и Украина, и Россия, и Великобритания, и США. Какие-то из них длятся до сих пор. (…) Сложности возвращения активов в основном связаны с высокой политизированностью со стороны оппонента. Сейчас им выгодно говорить, что это политика, а не экономика, что нас очень сильно блокирует. Мы говорим, что занимаемся экономическими вопросами. Также бывает возникают серьезные страновые вопросы. Допустим, если возвращать активы из Франции и признавать, что они куплены на средства, выведенные нелегально, то правительство этой страны может оставить актив себе и не возвращать в Казахстан. Даже на постсоветском пространстве процессы идут не так легко, потому что и здесь большинство собственников находятся в рамках английского права», — рассказал Шамсутдинов.
Глава пресс-службы сообщил, что в рамках дела фигурировало более 900 квартир, числившихся за Аблязовым. Общая сумма иска к нему составляет 4,8 миллиарда долларов. Представитель АО «БТА Банк» напомнил, что в свое время финансовый институт был одним из крупнейших в СНГ, и пруденциальные нормативы на тот момент были слабыми. Нацбанк Казахстана, как отмечается, не мог прямо влиять на банк, а лишь косвенно давал понять рынку, что у того или иного финансового учреждения дела плохи.
«Активы, которые мы возвращаем, находятся на счетах компании. Они обычно идут на расходы, на финансирование текущей деятельности. Ряд проектов требуют дофинансирования, проведения предпродажной подготовки. Объекты нельзя сразу брать и продавать. Потому что нужно найти клиента, который готов будет купить это за приемлемую стоимость. Также, больших расходов требуют юридические консультации. Судебные издержки впоследствии будут нам возвращены, но пока мы несем расходы сами. Мы пользуемся иностранными консультантами из Англии, США. Расходы на них достаточно высокие», — пояснил руководитель пресс-службы АО «БТА Банк».
Отвечая на вопрос журналистов Эльдар Шамсутдинов дал понять, что возвращаться к банковской деятельности, по крайней мере в среднесрочной перспективе, АО «БТА Банк» не планирует.
«Мы целиком и полностью направлены на возврат активов. Надеемся, что удастся вернуть все, но процесс это достаточно сложный и продолжительный. Мы, даже, не можем сказать, когда это закончится. Потому что самое главное — обнаружить активы. Они оформлены на третьих-четвертых лиц и выведены через сложную структуру офшоров», — ответил представитель АО «БТА Банк».
«Идея создать частное агентство по возврату активов витает. Конечно, у нас в этом плане высокие компетенции. Мы хорошо поднаторели, набрались компетенции и, я думаю, что кейс БТА Банка — это такая тропа Хошимина для Казахстана. Но мы нацелены на возврат активов БТА банка», — расставил точки над i спикер.