Oписaн псиxoлoгичeский пoртрeт жeртвы финaнсoвoй пирaмиды, пeрeдaeт кoррeспoндeнт Tengrinews.kz.
Спeциaлисты рaсскaзaли o тoм, ктo мoжeт стaть жeртвoй финaнсoвoй пирамиды. Эксперт ОФ «Международный центр экономической грамотности» Шынар Елубаева считает, что в первую очередь риску подвергаются авантюристы и люди, склонные к азарту.
«С другой стороны — это люди инфантильные и мечтательные. Их также характеризует большая внушаемость. Их можно легко убедить в чем-то. Легко убедить, что это законно, что это не пирамида, а твердый бизнес. Интересно, ведь многие знают, на что идут: их сразу предупреждают, что это пирамида, но говорят, что она на стадии расцвета, а значит есть шанс заработать. Люди понимают все это и идут на риск», — говорит она.
А вот социальный портрет жертвы составить гораздо сложнее.
«Разброс очень большой. Это люди с разным уровнем дохода. Среди жертв были звезды шоу-бизнеса, депутаты, люди искусства. Казалось бы, с высшим образованием, грамотные. Люди с низкими доходами и низким уровнем финансовой грамотности чаще всего хотят поправить свое финансовое положение. Они берут кредиты, продают машины и дома. И по возрасту тоже большой разброс. Согласно исследованиям, пострадавшими были и студенты, и пенсионеры», — рассуждает Шынар Елубаева.
Эксперт также рассказала о том, как распознать пирамиду и защититься от нее.
«Один из главных признаков пирамиды – это баснословная прибыль. Депозиты предлагают нам ставку вознаграждения не более 10,5 процента в год. Если вам говорят, что ставка будет больше хотя бы в два раза, то это уже повод задуматься. Чем выше доходность, тем выше риски. Но люди не осознают этого.
Во-вторых, явный признак обмана – компания не ведет реальной предпринимательской деятельности. Все выплаты старым вкладчикам идут за счет взносов новых.
В-третьих, у пирамид нет материальной правовой базы. Как правило, они вновь созданы, не имеют отчетов и финансовых показателей. Также они не заключают договоров или заключают их только в свою пользу, например, это договоры займа или расписки.
В-четвертых, такие компании очень разносторонние. Они могут заниматься и торговлей, и гаджетами, и строительством одновременно. Говорят о высокодоходных проектах, проверить которые нет никакой возможности», — говорит Шынар Елубаева.
По ее словам, финансовые пирамиды часто дают агрессивную рекламу в социальных сетях, так как не имеют права рекламироваться в СМИ. Самое интересное, что хорошие отзывы в этом случае – повод насторожиться.
«Им нужны отзывы, поэтому первым вкладчикам они делают хорошие выплаты, чтобы те рассказывали о них и приводили новых людей. Инвестирование — вершина финансовой грамотности, этому надо учиться. Любой инвестор проводит свой анализ. Простые люди не могут быть опытными в инвестировании. Поэтому нужно советоваться с юристами. Мы можем отнести миллионы в финансовую пирамиду, а потратить небольшую сумму на консультацию нам часто не приходит в голову. Вот и обращаемся за помощью, когда уже поздно», — резюмирует эксперт.
По ее мнению, не стоит сильно доверять свои деньги компаниям с иностранными представителями или зарубежной регистрацией.
«Их будет сложнее привлечь к ответственности, если они покинут территорию Казахстана. Если деньги пересекают несколько границ, это уже повод задуматься. Представьте: вас консультирует менеджер из швейцарской компании, говорит, что вы вкладываете в новозеландскую фирму, а в итоге деньги лежат на счету в швейцарском банке. Разве это не странно?» — говорит эксперт.
По данным Шынар Елубаевой, с начала 2017 года по первую половину 2018-го по статье «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой» было зарегистрировано 110 уголовных дел.
«На сайте Верховного суда я нашла 23 дела о пирамидах, которые рассматривались по всему Казахстану в 2017 году. Десятерых организаторов признали виновными. В 2018 году приговоры вынесли четырем организаторам пирамид. В 2019 году пока был вынесен только один приговор», — делится она.